[ Оглавление] * [ Главная страница] * [ Поиск на сервере]

ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:

НАУЧНОЕ И ЛЕГАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

М.С. Семенова

Сочинский госуниверситет туризма и курортного дела, Сочи

 

Местное самоуправление как элемент политической системы общества свидетельствует о том, что в России наряду с интересами личности и государства признаются и гарантируются местные интересы, связанные с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Что же представляет собой понятие "местное самоуправление"? Можно выделить три основных направления, которые тем не менее не исчерпывают всего многообразия существующих в юридической литературе определений этого понятия. Первое, распространенное в основном в дореволюционной юридической науке, касается местного самоуправления как разновидности управления. В.П. Безобразов, Н.М. Коркунов  характеризуют местное самоуправление как составную часть государственного управления, которое  может осуществляться местными жителями[1]. Второе направление -  современное - понимает местное самоуправление как систему организации и деятельности граждан, обеспечивающую самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории[2]. Для третьего направления характерно понимание местного самоуправления как участия местных жителей в решении задач местного значения и как одного из видов управления. С.А. Авакьян считает, что решающее значение для понимания природы местного самоуправления должны иметь такие факторы, как наличие или отсутствие государственно-властных начал в местном самоуправлении, его положение в системе управления данного государства, набор функций местного самоуправления, его материально-финансовая база[3].

Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление, не содержит легального определения понятия "местное самоуправление". Оно имеется в ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Местное самоуправление в РФ - единая система самоорганизации и деятельности населения, состоящая из институтов прямой и представительной демократии. Этот вывод основан на том, что в соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ "местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления". В развитие Конституции Федеральным законом "Об общих принципах:" предусмотрена обязательность наличия выборных органов местного самоуправления, в частности,  представительного органа местного самоуправления, состоящего из депутатов, избираемых на основе общего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 14, 15).

Вышесказанное дает основание утверждать следующее:

1. Принцип местного самоуправления признан Конституцией РФ и федеральным законодательством в качестве одной из основ конституционного строя, демократического института гражданского общества.

2. Конституцией РФ и федеральным законодательством право граждан на местное самоуправление гарантируется, что означает закрепление стабильных принципов организации местного самоуправления, самоорганизацию, самостоятельность в решении вопросов местного значения, невхождение в систему органов государственной власти, установление компетенции преимущественно законом и запрет на ее ограничение, право на судебную защиту местного самоуправления.

3. Граждане и органы местного самоуправления наделены правом самостоятельно, т.е. не находясь в иерархических связях с какими-либо структурами, сообразуя свою деятельность при принятии решений только с законом, решать вопросы, отнесенные к их компетенции.

4. Местное самоуправление осуществляется под свою ответственность, что означает троякую ответственность - перед населением[4], перед физическими и юридическими лицами[5].

5. Деятельность местного самоуправления исходит из интересов населения соответствующего муниципального образования. Речь идет о гражданах, проживающих на территории муниципального образования и реализующих свое право осуществления местного самоуправления.

6. Граждане осуществляют местное самоуправление путем прямого волеизъявления и через органы местного самоуправления, причем наличие выборных органов является обязательным.

7. Эта деятельность учитывает исторические и иные местные традиции, что позволяет строить местное самоуправление в соответствии с местной спецификой природно-географического, экономического характера.

Понятие местного самоуправления, содержащееся в законодательстве субъектов РФ, основано на Конституции РФ и федеральном законодательстве. Так, Закон Томской области "О местном самоуправлении в Томской области" в ст. 2 закрепляет: "Под местным самоуправлением в Томской области понимается право и возможность жителей самостоятельно, под свою ответственность непосредственно или через органы местного  самоуправления решать вопросы местного значения"[6]. Анализируя законодательство субъектов Федерации, следует констатировать единство региональных законодателей в подходе к сути исследуемого нами института народовластия.

Местное самоуправление в политической системе России представляет собой особый институт, включающий в себя государственные и общественные начала.

С одной стороны, местное самоуправление обладает признаками властного, государственного института:

1. Право принятия (издания) правовых актов, обязательных для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами[7]. Отличие этих актов от актов органов государственной власти состоит только в локальности территории, в пределах которой эти акты действуют, но в этом отношении есть прямая аналогия с актами органов государственной власти субъектов РФ, действие которых также распространяется только на часть территории России.

2. Законодательно установленную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых актов местного самоуправления[8].

3. Право создавать муниципальные органы охраны общественного порядка - органы в системе местного самоуправления, имеющие законодательно установленные полномочия использовать принуждение к исполнению законов и актов местного самоуправления[9].

С другой стороны, местное самоуправление как одна из форм самоорганизации граждан имеет признаки общественного института:

1. Структура органов местного самоуправления и разделение полномочий между органами определяются населением самостоятельно, а не устанавливаются законодательством[10].

2. Вопросы, отнесенные к компетенции местного самоуправления, могут решаться местными референдумами[11] и сходами (собраниями) граждан.

3. Население муниципальных образований имеет право на правотворческую инициативу[12].

4. Одним из элементов системы местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного, под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения[13].

5. Население имеет право участвовать в осуществлении местного самоуправления в любых формах, не противоречащих Конституции РФ и законодательству[14].

Указанный двойственный характер местного самоуправления вызван его природой. Местное самоуправление как наиболее приближенная к населению власть возникает из необходимости решать вопросы местного значения на определенной территории, обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения и поэтому действует в непосредственной связи с населением, приобретая формы как государственного, так и общественного института.

Итак, местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государства. С развитием местного самоуправления в России связываются надежды на развитие демократического гражданского общества.



[1] Безобразов В.П. Государство и общество. Управление и самоуправление и судебная власть. СПб., 1882. С. 1.

[2] Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994. С. 33.

[3] Авакьян С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России // Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы. М., 1994. С. 43.

[4] Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон // Собрание законодательства РФ. 1995. © 49. Ст. 48.

[5] Там же. Ст. 50.

[6] О местном самоуправлении в Томской области: Закон Томской области от 26.07.96 г. / Нормативные правовые акты Томской области по вопросам местного самоуправления. Томск, 1996.

[7] Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон // Собрание законодательства РФ. 1995. © 49. Ст. 19, 44.

[8] Там же. Ст. 44.

[9] Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25 дек. 1993 г. Ст. 132. См. также: Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон. Ст. 6, 24.

[10] Конституция РФ. Ст. 131. См. также: Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон. Ст. 14.

[11] Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон. Ст. 22.

[12] Там же. Ст. 25.

[13] Там же. Ст. 27.

[14] Там же.